четверг, 6 февраля 2014 г.


Всё началось с того, что на литературе, говоря о "Песне о Гайавате" Лонгфелло, затронули тему древнего происхождения мифологемы поглощения рыбой. Ну а дальше информация приходила из совершенно разных источников, практически без малейшего усилия с моей стороны, так что сейчас я, разумеется, ничего нового не скажу, просто попытаюсь обобщить всё то, что мне удалось за последнее время узнать, а сделать это будет непросто.

Начать наверное надо с того, что культы, религии и верования можно условно разделить исходя из того, какому Богу в них поклоняются:

1. Богу-Жизни

Олицетворяет собой вечную череду рождений и смертей, постоянный переход из одного состояния в другое, поддерживающий вечный круговорот. (В Древней Греции это Дионис, Деметра, Персефона, в индуизме - Шива)

При этом возможно отождествление с богом - ритуал убийства, причём часто тем же способом, которым был по мифу убит почитаемый бог. В таком случае плоть либо делилась между участниками, либо закапывалась на полях, чтобы придать им жизненную силу бога.

или

Уподобление богу - то есть, прохождение через смерть и возрождение, катабасис (схождение в Ад) и анабасис (восхождение). Человек, побывавший на пороге жизни и смерти становится обитателем сразу 2 миров и обладает властью и там, и там. К таким людям можно отнести шаманов, посвящённых в Элевсинские мистерии (о проводимых там ритуалах участники должны были молчать под страхом смерти), прошедших обряд инициации и т.д.

Во всевозможных вариациях у разных народов концепция катабасиса присутствует в сказках, легендах и обычно представляет собой некий смертельно опасный трип, чаще всего по воде (хотя не обязательно, есть версия, что на Элевсинских мистериях участники уносились в наркотический трип), но именно вода ассоциировалась с царством мёртвых. Река Стикс, Лета и т. д., даже сами слова море и умирать родственные, корень mor-mer (der Mord - das Meer, murder, la mort - la mer).

Ранним представлением смерти была пасть чудовища, в первую очередь, водного - большой рыбы. Смерть-пожирательница древнее других видов смерти (Как утверждают исследователи, предшественниками гроба являются деревянные хранилища животной формы, например, у индейцев существовали дома с деревянными изображениями акул, внутри которых хранились трупы вождей. Найденный в Пипрахве каменный сосуд с останками Гаутамы Будды имеет форму рыбы. И, между прочим, слово саркофаг переводится буквально как «пожиратель плоти»), поэтому быть проглоченным было первым условием приобщения к иному царству, а вход в царство лежит через пасть животных.

Давайте остановимся подробнее на обряде инициации. Одна из форм обряда состояла в том, что посвящаемый как бы проглатывался чудовищем и вновь им извергался. Об этом можно сделать вывод из мифов древних народов, например, эпизод из мифа о Мауи: "Прародительница открывает свой зев там, где небо сходится с землёй. Мауи решает побороть её; он берёт с собой в товарищи птиц, но предупреждает, чтобы они, пока он будет влезать в зев чудовища, не смеялись: смеяться они должны тогда, когда он будет выходить. В первом случае он погибнет сам, в ином случае умрёт чудовище. Они снимают с себя одежду... Когда он входит в пасть, маленькая птица Tiwakawaka разражается громким смехом. Чудовище просыпается и убивает Мауи. Если бы намерение Мауи осуществилось, то людям не пришлось бы умирать."Я здесь не могу привести всех доказательств, это делает в своей статье "Ритуальный смех в фольклоре" В.Я. Пропп, но во время пребывания в области смерти смех был запрещён.
Смехом можно было вызвать гнев обитателей подземного царства, нарушить их покой. Это представление о гневе особенно ясно у эскимосов. Здесь душа (или шаман), направляющаяся в верхний мир, попада­ ет на вершину высокой горы, где живет удивительная стару­ха. Она называется «Вырезывательницей внутренностей».
 "У ней корыто и кровавый нож. Она бьет в барабан, пляшет со своей собственной тенью и говорит только одно слово: «разрез моих штанов». Если она поворачивается, то на ее спине видна большая щель, из которой выглядывает худой ерш. Если по­смотреть на нее сбоку, то рот ее так кривится и растягивает­ся, что лицо поперек шире, чем в длину. Нагибаясь, она может лизать себе зад, или, сгибаясь в сторону, она щекой звонко ударяет себя в бока. Если смотреть на, нее не смеясь, то нет никакой опасности. Но как только покривишь рот, она бросает свой барабан, хватает наглеца и бросает его наземь. Потом она берет нож, распарывает ему живот, вырывает внутренности, бросает их в корыто и с жадностью пожирает их."

Весь обряд посвящения есть симуляция смерти, поэтому и во время инициации посвящаемым запрещалось смеяться, последним этапом церемонии могла стать попытка рассмешить участников. Засмеявшийся обнаруживает, что он не вполне очистился от земного.

При вступлении же в область жизни, смех наоборот, даже обязателен (птички должны были засмеяться, когда герой выйдет из пасти), это символ нового рождения.

У древ­нейшего населения Сардинии, которые назывались Sardi или Sardoni, существовал обычай убивания стариков. Убивая ста­риков, громко смеялись. В этом и состоит пресловутый «сардонический» смех. Выражение «сардониче­ский смех» в настоящее время применяется как синоним же­стокого, злорадного смеха. Изначально верили, что смех при убивании превращает смерть в но­вое рождение, уничтожает убийство. Тем самым этот смех есть акт благочестия, превращающий смерть в новое рож­дение.

Смех часто сопровождал акт рождения (якутские мифы) и считался одной из причин возникновения жизни (корнями это представление уходит ещё в те времена, когда на земле царил матриархат, и способность рожать детей считалась исключительно магической силой женщин, с мужчинами никак не связанной). Смех - наиболее древний магический акт, способствующий созданию жизни, который с появлением земледелия был перенесён на зарождение растительной жизни.
На пасху в средние века священник различными шутками (часто непристойными) во время богослужения пы­тался рассмешить свою паству. Праздник пасхи есть праздник воскресенья божества и вместе с тем праздник вос­кресения природы. Возможно, что сюда же относятся апрель­ ские шутки. (подробнее читайте у Проппа, он объясняет концепцию смеха в сказке "Царевна Несмеяна", это правда очень интересно!)
Итак, продолжим про религии.

2. Богу-Свету (Истине)

В таких религиях Бог един, и сама мысль об обретении силы в индивидуальном порядке кощунственна. Примером может служить культ Аполлона, бога Солнца, его духовный центр - Дельфы, над входом в святилище - надпись"Познай самого себя", то есть, следуй предначертанному пути. К дельфийским оракулам, в отличие от Элевсинских мистерий, проводившихся в честь Деметры, её дочери Персефоны и Диониса, в которых люди участвовали, рассчитывая переродиться, начать новую жизнь, обрести власть над потусторонним миром, приходили только затем, чтобы узнать и принять свою судьбу, но не изменить её. Все истории нимф, бежавших от Аполлона - истории неповиновения закону(=воле Бога) и неизбежность кары.
Сюда же можно отнести буддизм (Истинный Путь, Прекращающий Страдания), христианство (ну тут всё ясно).
Через приближенных к Богу людей (чудотворцев, пророков, просвящённых) Божья воля открывается людям. Соответственно, к такому Богу обращаются либо за советом, как найти единственно правильный, предначертанный тебе путь, либо с просьбой дать силы, чтобы этому пути следовать и не сбиться.

и, наконец,

3. Богу-Слову (Уму)

(мне как отчасти лингвисту было особенно приятно прочитать следующее в статье): "Бог-Слово связывает мир ума с миром вещей. Слово способно нести истину и скрывать её, оно знает, что любая истина двойственна, всё реально - нереально, истинно - ложно, постоянно - непостоянно."Бог-Слово воплощает в себее двойственность в единстве. В качестве примера приводятся Гермес и Афродита (у них рождается сын Гермафродит - мужское и женское начало), или, скорее, Гермес (почитается днём) и Геката (почитается ночью). В индуизме это Вишну (создатель мировой иллюзии - майи, весь мир - его сновидение, но он же и активно принимает участие в нём через своих аватаров. Кстати, мать Гермеса тоже звали Майя...).
Этот бог - маг, чародей, сам устанавливает правила игры и сам всегда в силах их обойти, поэтому в такого рода культах власть принадлежит магам.

Геката  покровительствует колдунам, ведьмам - тем, кто использует силы природы в своих целях. Она заведует "низшей", чёрной магией, которая исследует мистические и символические значения повседневных вещей и с их помощью пытается воздействовать на высшие сферы - ум, чувства, судьбу, память.

Гермес покровительствует торговцам, путешественникам, атлетам. В его ведении "высшая", белая магия, которая наоборот, изучая, как абстрактные понятия проявляются в повседневном, использует их, чтобы произвести изменения в низших областях.

Разумеется, это далеко не всё, в каждую из названных тем можно углубляться до бесконечности, поэтому, если кому-то стало интересно, да и с целью соблюдения авторских прав, оставлю здесь ссылки на источники:

http://katab.asia/2013/10/04/anairos/
http://sms.zrc-sazu.si/pdf/14/sms-14-19_razauskas.pdf
http://vk.com/doc26326541_268180183

Комментариев нет:

Отправить комментарий

О мифологизации действительности

Обсуждали намедни с подругами статью на Wonderzine про миф о парижанке. Вроде бы и понятно, что, как и любой миф, этот образ относитс...