пятница, 7 марта 2014 г.



Если бы нужно было перечислить основные потребности современного человека, не знаю даже, каких размеров получился бы этот список, но наверняка в числе основополагающих составляющих были бы потребность во внимании и потребность в признании собственной уникальности. Самый большой кошмар - слиться с "серой массой", подойти под какой-то шаблон, не представлять собой ничего выдающегося и уникального. Кто-то жалуется, что его никто не понимает? Пиздёж, спорим, этот человек упивается своей непонятостью ввиду своей безусловной исключительности, разумеется. Но почему, почему люди стремятся быть непохожими на остальных? Почему так отстаивают свою индивидуальность, к чему это смешное романтизирование своей персоны? Мне кажется, как бы это странно ни звучало, что в нас говорит подсознательный страх смерти. Недавно прочитала у Кэмпбелла одну очень важную мысль: "Ценности и особенности, которые в обычной жизни кажутся важными, исчезают со вселяющим ужас слиянием самости и того, что представляло собой инаковость как таковую. Как и в рассказах о великанах-людоедах, страх потери этой собственной индивидуальности приобретает всю тяжесть опыта трансцендентных переживаний для неподготовленных душ."


Иными словами, почему мы боимся умереть? Каждый представляет себе смерть и что произойдёт после смерти по-разному, но что объединяет все эти представления - потеря собственного "я", тебя как личности больше не будет - вот что самое страшное. Действительно, в древности пребывание в царстве мёртвых означало потерю каких бы то ни было индивидуальных признаков, в связи с этим убеждением возникали сказки, в которых перед героем ставилась задача среди ряда похожих друг на друга как две капли воды девушек узнать дочку царя, чтобы получить её в жёны, к примеру. Я уже кое-что писала про обряд инициации, но повторюсь ещё раз, на всякий случай: обряд инициации - нечто вроде временной смерти, переступавший через порог между жизнью и смертью получал власть над обоими мирами, становился настоящим магом. Для того, чтобы получить царскую дочь, герою нужно было доказать, что он - могущественный чародей, побывавший в ином мире и получивший там сверхспособности, присущие мёртвым.
Читаем у Проппа: "Эта задача основана на том, что искомый в ином царстве не имeет своего индивидуального облика. Все находящиеся там имеют одинаковый облик. В чистом виде это представление имеется в долганском мифе. Здесь умирает дочь старика. Проходят три года. Прозорливец отправляется за ней. Он засыпает и во сне «доходит до места», где живет душа умершей. Но он не может узнать ее. «Там есть, оказывается, три совершенно одинаковые лицом и одеждой девушки. Одна из них старикова дочь. Которая же — он узнать не может. Считает швы их одежды, у всех одинаково ровный счет. Считая, измучился он». Наконец, он узнает искомую по тому, что она упоминает вещь, данную ей матерью. Ее он схватывает и уносит. Он просыпается. Оказывается, он спал девять дней. «Только девушка ихняя не шевелится, то ли умерла, то ли заснула. Вовнутрь этой девушки, как в мешок, стал он укладывать кости. И ожила, и оживши, стала стариковой дочкой». Последние слова очень важны: оживая, мертвец приобретает свои личные свойства. Наоборот, умирая, человек теряет свои личные свойства и признаки и становится неузнаваемым (Долганский фольклор 65)." 
Получается, что смерть сводится к слиянию с Абсолютом, эта идея меня как-то умиротворяет. Ведь правда, все эти безумно красивые, но сложные, запутанные и откровенно фантастические мифы, легенды и вероучения не только не примиряют современного человека с этой мыслью, но и в принципе не имеют никакого эффекта, кроме эстетического. Дело в том, что они эту мысль не эксплицируют, а скрывают за множеством цветастых метафор и недосказанностей, когда для меня лично очень важно было прочитать и, возможно, даже осознать именно это.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

О мифологизации действительности

Обсуждали намедни с подругами статью на Wonderzine про миф о парижанке. Вроде бы и понятно, что, как и любой миф, этот образ относитс...