(очень вольные рассуждения о любви в представлении мужчин и женщин по "Гниющему чародею", за которые сам Аполлинер, возможно, пожелал бы меня поколотить, и критики особой нигде по поводу "Чародея" нет, так что даже свериться не с чем, ну а с другой стороны, сколько читателей - столько интерпретаций)
Озёрная дева
Озёрная дева
Величайшая ошибка дьявола, чародея и вообще всех мужчин — считать нас призраками и обращаться с нами, как с призраками; мы просто-напросто далеки от них, далеко впереди или далеко позади, но мужчина всегда остается в центре: мы, как круг, его обступаем. Нельзя овладеть весной, можно жить в ней, в самом ее центре, и нельзя прекрасную цветущую весну называть призраком. Мужчина должен жить нами — как живут весной. Весна у него не всегда, но мы-то всегда здесь, — заклинание, дьяволица или стрекоза. А он не желает жить нами, он пытается нас уловить, полагая, что это и значит любить друг друга.
Чародей
Женщины не ведают любви, а мужчина — может ли мужчина полюбить любовь, воплощенную в женщине? Изначально никто не знает, как любить. Женщины мечтают о любви, а мужчины — мужчины-то чего хотят?
("Гниющий чародей" Гийом Аполлинер)
И снова тема циркуля и описываемой вокруг него окружности не даёт мне покоя (и напоминает мне помимо всего прочего, что надо взяться за курсач), интересно, сознательно ли Аполлинер видоизменил донновский поэтический образ, или пришёл к своему сам? Если у Джона Донна в "Прощании, запрещающем грусть", возлюбленная сравнивается с той ножкой циркуля, что находится в центре и стоит, дожидаясь, пока он опишет круг и вернётся из путешествия на прежнее место, Озёрная дева трансформирует этот образ. Возлюбленная должна быть не просто центром мироздания, но стать самим мирозданием для мужчины, будь то дьявол, чародей или поэт. И Озёрная дева говорит устами большинства женщин в представлении Аполлинера. Так вполне могла бы рассуждать Нина Рембо из обожаемого мной стихотвторения "Ответ Нины", ее более подробно разработанная версия. И что еще интересно: Донн ставит в центр женщину, Озёрная дева - мужчину, ведь это всё-таки её картина мира. Она как бы обступает возлюбленного, заточает его в свой круг любви. И в то же время, её собственный мир сосредоточен вокруг мужчины. Она считает, что обманула чародея, но на самом деле она сама попалась в свою ловушку. Воплощение её разрушительной любви - мёртвый чародей, она желает всегда иметь его при себе ("Мужчина должен жить нами — как живут весной. Весна у него не всегда, но мы-то всегда здесь"). В доказательство этому - то, что когда он лежит в земле, она приходит и каждый день неизменно садится на камень, под которым он покоится, вся её дальнейшая жизнь сводится к этому. Чародей (имхо, вполне справедливо), замечает на ее слова, что "женщины не ведают любви", невозможно заменить другим человеком свой мир, всё, что тебя окружает. Но "мужчины-то чего хотят"? - ответа на этот вопрос у меня, разумеется, нет.
Может, кто-нибудь поведает от лица Аполлинера, дьявола, чародея или поэта?
Может, кто-нибудь поведает от лица Аполлинера, дьявола, чародея или поэта?
Комментариев нет:
Отправить комментарий