Вчера прозвучала одна очень интересная мысль, которая, пожалуй, возникала когда-то в моей голове, но никак не оформлялась во что-то более или менее конкретное.
Наша реальность - это ведь всего лишь условность, система обозначений, текст, всего лишь комбинация что-то обозначающих слов (потому что все-таки именно язык во многом определяет наше сознание и потому что всё, что нас окружает, мы обозначаем словами, это - одна из самых глобальных систем в принципе), в которой ты рано или поздно начинаешь более или менее разбираться. Тогда ты понимаешь, что то, чем ты живёшь в данный момент - не настоящая реальность, это иллюзия, опять же, созданная человеком для удобства схема, и когда ты достаточно осваиваешься с этой схемой, ты рвёшь с ней, потому что понимаешь, что всё это время тебя обманывали, выдавая за настоящую реальность что-то примитивное и искусственное, тебе подсунули жалкую подделку. Зато вот теперь-то ты понял, как устроена Вселенная, тебя больше не проведёшь, но самое страшное - то, что вскоре ты поймёшь, что сорвав наконец покров слов с реальности (как тебе кажется), ты не вырываешься на свободу, ты всего лишь подходишь к следующему покрову, к следующему, следующему и так далее - бесконечная череда условных систем обозначений, бесконечная и бессмысленная череда разочарований. Самое очевидное и простое: детский сад -> школа -> институт -> работа и т. д. Ты разобрался, как что в них устроено и переходишь в новую искусственно созданную реальность, пока не наиграешься и с ней, не увидишь обнажённые швы, конструкцию, на которой всё держится. На более сложном уровне: твои воззрения (чем моложе - тем радикальнее), отношение к любви, ответственности, успеху и т. д. постоянно меняются на протяжении всей жзни - ты просто сменяешь одну систему на другую - и всё, больше ничего не происходит. Мы сами себе придумываем правила игры, цели у которой просто нет, мы играем ради самой игры, потому что настоящей всеобщей реальности нет и быть не может, за покровами - пустота, nihil, что нам ещё остаётся делать? И эта пустота в наше время становится всё более очевидной: пустота внутри-пустота снаружи, играть становится слишком скучно, не получается больше ни во что верить, закрывая глаза на слишком явные несовершенства, и в конце концов возникает сомнение, ведь если вокруг всё фальшивое - а существую ли я сам в принципе? Мне постоянно нужно находить подтверждение того, что я есть через других людей, реакцию мира на меня, и в то же время, я понимаю всю наивность и бессмысленность своих никчёмных попыток очнуться в реальности, которой нет.
С другой стороны, человеку ведь нравится, когда он чувствует себя уверенно, привычно и спокойно где бы то ни было. Стабильность, комфорт - не к этому ли стремится большая часть людей? Вам легче слушать свою любимую песню или нечто совершенно новое в первый раз? Уверяю вас, уже после 3 часов музыкальных экспериментов - а, может, и того раньше - вы скорее всего устанете и захотите отдохнуть. Приходить на работу в 10, уходить в 6, приходить домой и смотреть свой любимый сериал или никогда не знать, что может случиться в следующую минуту и куда вас может занести? Поначалу вам может нравиться насыщенная, непредсказуемая жизнь, но очень скоро вы затоскуете по уютному спокойному месту, куда вы в любой момент сможете прийти и расслабиться, отдохнуть от всей этой суеты. Наверное именно поэтому так тяжело читать "Улисса" Джойса (а речь шла как раз-таки про него; дальше 7 главы я, увы, так и не продвинулась, если что), по крайней мере, мне: ты едва успеваешь привыкнуть к одному стилю письма, более или менее расслабляешься, как тебя бросают в новый, заставляя разобраться и в нём, доводя всё до чудовищной абсурдности, показывая искусственность одного стиля за другим, не давая опомниться. После лекции, разумеется, появилось непреодолимое желание продолжить читать книгу, уже с новым взглядом, несколько более просвещенным, но передо мной встаёт дилемма: то ли напрячься и прочитать "Улисса"со всеми комментариями, вдумчиво, максимально всё проанализировав и больше уже не читать ничего, потому что всё ведь теряет смысл, утрачивает серьёзность. Джойс написал пародии на всё, что только можно было, как после него вообще всерьёз воспринимать какой-либо жанр? Либо оставить его наоборот на потом, когда вдоволь начитаешься и захочешь завершить свой литературный путь ярким финальным аккордом (но только это невозможно рассчитать, я ведь не знаю, сколько у меня есть в запасе времени, да если бы и знала, всё равно терпения не хватит ждать :)).
То есть, суммируя всё вышесказанное, получается, что с одной стороны - спокойная, надёжная, но до тошноты скучная стабильность игры, правила которой ты знаешь вдоль и поперёк, с другой - бесконечная и бессмысленная сменяющая друг друга череда текстов/игр-реальностей, не имеющая итогом никакую цель, кроме как осознание бесцельности. Но что делать после того, как разгадал ребус?
Наша реальность - это ведь всего лишь условность, система обозначений, текст, всего лишь комбинация что-то обозначающих слов (потому что все-таки именно язык во многом определяет наше сознание и потому что всё, что нас окружает, мы обозначаем словами, это - одна из самых глобальных систем в принципе), в которой ты рано или поздно начинаешь более или менее разбираться. Тогда ты понимаешь, что то, чем ты живёшь в данный момент - не настоящая реальность, это иллюзия, опять же, созданная человеком для удобства схема, и когда ты достаточно осваиваешься с этой схемой, ты рвёшь с ней, потому что понимаешь, что всё это время тебя обманывали, выдавая за настоящую реальность что-то примитивное и искусственное, тебе подсунули жалкую подделку. Зато вот теперь-то ты понял, как устроена Вселенная, тебя больше не проведёшь, но самое страшное - то, что вскоре ты поймёшь, что сорвав наконец покров слов с реальности (как тебе кажется), ты не вырываешься на свободу, ты всего лишь подходишь к следующему покрову, к следующему, следующему и так далее - бесконечная череда условных систем обозначений, бесконечная и бессмысленная череда разочарований. Самое очевидное и простое: детский сад -> школа -> институт -> работа и т. д. Ты разобрался, как что в них устроено и переходишь в новую искусственно созданную реальность, пока не наиграешься и с ней, не увидишь обнажённые швы, конструкцию, на которой всё держится. На более сложном уровне: твои воззрения (чем моложе - тем радикальнее), отношение к любви, ответственности, успеху и т. д. постоянно меняются на протяжении всей жзни - ты просто сменяешь одну систему на другую - и всё, больше ничего не происходит. Мы сами себе придумываем правила игры, цели у которой просто нет, мы играем ради самой игры, потому что настоящей всеобщей реальности нет и быть не может, за покровами - пустота, nihil, что нам ещё остаётся делать? И эта пустота в наше время становится всё более очевидной: пустота внутри-пустота снаружи, играть становится слишком скучно, не получается больше ни во что верить, закрывая глаза на слишком явные несовершенства, и в конце концов возникает сомнение, ведь если вокруг всё фальшивое - а существую ли я сам в принципе? Мне постоянно нужно находить подтверждение того, что я есть через других людей, реакцию мира на меня, и в то же время, я понимаю всю наивность и бессмысленность своих никчёмных попыток очнуться в реальности, которой нет.
С другой стороны, человеку ведь нравится, когда он чувствует себя уверенно, привычно и спокойно где бы то ни было. Стабильность, комфорт - не к этому ли стремится большая часть людей? Вам легче слушать свою любимую песню или нечто совершенно новое в первый раз? Уверяю вас, уже после 3 часов музыкальных экспериментов - а, может, и того раньше - вы скорее всего устанете и захотите отдохнуть. Приходить на работу в 10, уходить в 6, приходить домой и смотреть свой любимый сериал или никогда не знать, что может случиться в следующую минуту и куда вас может занести? Поначалу вам может нравиться насыщенная, непредсказуемая жизнь, но очень скоро вы затоскуете по уютному спокойному месту, куда вы в любой момент сможете прийти и расслабиться, отдохнуть от всей этой суеты. Наверное именно поэтому так тяжело читать "Улисса" Джойса (а речь шла как раз-таки про него; дальше 7 главы я, увы, так и не продвинулась, если что), по крайней мере, мне: ты едва успеваешь привыкнуть к одному стилю письма, более или менее расслабляешься, как тебя бросают в новый, заставляя разобраться и в нём, доводя всё до чудовищной абсурдности, показывая искусственность одного стиля за другим, не давая опомниться. После лекции, разумеется, появилось непреодолимое желание продолжить читать книгу, уже с новым взглядом, несколько более просвещенным, но передо мной встаёт дилемма: то ли напрячься и прочитать "Улисса"со всеми комментариями, вдумчиво, максимально всё проанализировав и больше уже не читать ничего, потому что всё ведь теряет смысл, утрачивает серьёзность. Джойс написал пародии на всё, что только можно было, как после него вообще всерьёз воспринимать какой-либо жанр? Либо оставить его наоборот на потом, когда вдоволь начитаешься и захочешь завершить свой литературный путь ярким финальным аккордом (но только это невозможно рассчитать, я ведь не знаю, сколько у меня есть в запасе времени, да если бы и знала, всё равно терпения не хватит ждать :)).
То есть, суммируя всё вышесказанное, получается, что с одной стороны - спокойная, надёжная, но до тошноты скучная стабильность игры, правила которой ты знаешь вдоль и поперёк, с другой - бесконечная и бессмысленная сменяющая друг друга череда текстов/игр-реальностей, не имеющая итогом никакую цель, кроме как осознание бесцельности. Но что делать после того, как разгадал ребус?
Ты блестяще словесно оформляешь мысли, которые витают в воздухе вокруг многих думающих людей нашего возраста. Я понимаю о чем ты, и могу сказать, что мне очень больно постоянно разочаровываться во всем, что нравится, стоит только понять подноготную. У меня сейчас так с танго. Поначалу сообщество людей, которые им занимаются, мне казалось интересным и многогранным. Теперь же я могу их типологизировать, в большинстве своём - это люди, у которых есть серьёзный внутренний дисбаланс, его нужно как-то заполнять. То есть танец - это не возвышенное искусство, это способ побега от реальности. Реальности иллюзорной, непонятной, хаотичной. А в танце есть правила, регламент, традиции. Видимо, это спасает от тревоги. Да и вообще, любое человеческое занятие или увлечение в какой-то мере призано прикрыть зияющую воронку небытия, в которую нас засасывает. Понимать это грустно, но и в этом есть своё мрачное удовольствие.
ОтветитьУдалитьВо многом формулировкам в этом посте я обязана ААА, но спасибо :) Да, некие чёткие правила обеспечивают спокойствие, но в то же время угнетают, вообще человек - существо противоречивое.
ОтветитьУдалить